мы делаем Петербург понятным

Военная техника в Петербурге

Крейсер «Аврора»

Адрес: Петроградская набережная

Бронепалубный крейсер «Аврора» был построен в 1897-1900 гг. на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство», с 1903 г. в составе Балтийского флота. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. «Аврора» участвовала в Цусимском морском сражении. С августа 1914 г. участвовала в боевых действиях на Балтике. В феврале 1917 г. матросы подняли над крейсером красный флаг революции. 25 октября 1917 г. холостой выстрел носового орудия «Авроры» послужил сигналом к захвату Зимнего дворца. В годы Великой Отечественной войны крейсер находился в Ораниенбауме, а его орудия, установленные у Дудергофских высот, участвовали в боевых действиях на суше.

С ноября 1948 г. крейсер «Аврора» - на вечной стоянке напротив Нахимовского военно-морского училища (в 1948-1961 гг. - его учебная база). Музей на историческом корабле открыт в 1957 году. В 1984-1987 гг. на крейсере были проведены капитальный ремонт и реставрация.

Тяжёлый танк КВ-85

Адрес: проспект Стачек, 106—108

В 1951 году недалеко от оборонительного рубежа, на котором советские воины, моряки и ополченцы остановили фашистское наступление в сентябре 1941 г., у реки Красненькой, был сооружён мемориал (архитектор композиции В.А. Каменский), включивший в себя памятник «Танк-победитель» и ДОТ, сохранившийся с времён войны. В 1970 году рядом с ДОТом была установлена бетонная стела (архитектор В.Э. Шевеленко).

Волей случая, на пьедестале оказался единственный сохранившийся танк КВ-85 («Клим Ворошилов» с 85-мм орудием, «Объект 239»). Он был принят на вооружение Красной Армии 8 августа 1943 г. и выпускался на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). Всего было изготовлено 148 танков КВ-85. В 1975 году мраморная облицовка памятника была заменена гранитной.

Основной боевой танк Т-80БВ

Адрес: Нефтяная дорога, 3«а»

В 1985 г. на вооружение поступила новая модификация первого в мире серийного танка с единой газотурбинной силовой установкой Т-80, которая получила обозначение Т-80БВ («Объект 219РВ»). Этот вариант имел усиленное бронирование - навесную динамическую защиту на корпусе и башне. Танк выпускался ПО «Кировский завод» в Ленинграде и в настоящее время по всем характеристикам считается устаревшим. Основное достоинство и, в тоже время, основной недостаток танка - газотурбинный двигатель мощностью 1100 л.с. Предоставляя танку непревзойдённую динамику, он отличался чрезвычайной дороговизной и «прожорливостью».

Установлен на постаменте около проходной головного завода НПО «Специальные материалы» и открыт 27 августа 2002 г. как памятник в честь ученых, инженеров и конструкторов оборонно-промышленного комплекса, создателей современного танка.

Подводная лодка «Народоволец»

Адрес: Шкиперский проток, 10

Большие торпедные дизель-электрические подводные лодки (ПЛ) серии I, построенные в 1927—1931 гг., стали первым типом ПЛ, разработанных для советского флота после Октябрьской революции. ПЛ «Народоволец» была заложена 5 марта 1927 г. на Балтийском заводе №189 им. С. Орджоникидзе в Ленинграде, спущена на воду 19 мая 1929 г. и 11 октября 1931 г. вошла в состав Балтийского флота. 21 августа 1934 г. была переименована в «Д-2» (по первой букве названия головного корабля - «Декабрист»), однако как в обиходе, так и в официальных документах называлась как «Д-2», так и «Народоволец».

После окончания войны «Д-2» продолжила нести службу на Балтийском флоте. В 1956-1987 гг. базировалась в Кронштадте в качестве учебно-тренировочной станции по борьбе за живучесть УТС-6. В 1989 г. после восстановительных работ ПЛ была установлена на берегу как памятник героям-подводникам Великой Отечественной войны, учёным, конструкторам и судостроителям. Музей в ПЛ открылся для посетителей 2 сентября 1994 г.

Боевой железнодорожный ракетный комплекс

Адрес: наб. Обводного канала, 118 (бывший Варшавский вокзал)

28 ноября 1989 г. на вооружение был принят подвижный боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) 15П961. Преимущества данного комплекса было очевидно: отследить его перемещения по огромной территории СССР было невозможно. Обладая повышенной живучестью, и большой вероятностью уцелеть, в случае нанесения удара, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара.

В состав ракетного полка БЖРК входил железнодорожный состав из трех тепловозов и 17 вагонов, включая три пусковые установки (каждая - из трёх четырёхтележных восьмиосных вагонов грузоподъёмностью по 135 т) МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ «Молодец»). Головная часть ракеты разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0,43 Мт и комплексом средств преодоления ПРО. В 1987-1991 гг. было построено 12 «ракетных поездов», но согласно договору СНВ-2 к 2007 г. их вместе с ракетами пришлось утилизировать. Часть одного поезда с макетом МБР был передан в качестве экспоната в Музей железнодорожной техники им. В.В. Чубарова, начавшего свою работу 1 августа 1991 г.

Подводная лодка С-189

Адрес: плавпричал на наб. Лейтенанта Шмидта, напротив створа 16-17 линий В.О.

После окончания войны советские специалисты ознакомились с германскими «электролодками» типа XXI, которые были взяты за основу средних дизель-электрических подводных лодок (ПЛ) проекта 613, построенных в 1951—1957 гг. Серия стала самой массовой в советском подводном флоте: было построено 215 ПЛ. 43 лодки впоследствии были переданы различным странам, ещё 21 лодка была построена в Китае.

ПЛ «С-189» - старейшая ПЛ послевоенной постройки, остающаяся на плаву, и единственная сохранившаяся (на территории РФ) ПЛ проекта 613. Данная лодка была построена в 1954-1955 гг. на Балтийском заводе в Ленинграде и вошла в состав Кронштадтской базы ПЛ. До 1988 г. на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров. В 1990 г. была выведена из состава флота, а в 1999 г. затонула в Купеческой гавани порта Кронштадта, погрузившись у причала на грунт из-за потери плавучести. В 2005 году за счёт средств бизнесмена и бывшего подводника Андрея Артюшина ПЛ была поднята и поставлена в док на Канонерском заводе, где она обрела второе рождение. После ремонта и восстановления внутренних интерьеров на её базе был создан частный музей, открывшийся 18 марта 2010 г.

Башни главного калибра крейсера «Киров»

Адрес: Морская наб., 15-17

Советский легкий артиллерийский крейсер проекта 26 «Киров» строился по модернизированому проекту «Раймондо Монтекукколи» итальянской фирмы «Ансальдо» на Балтийском заводе №189 им. С. Орджоникидзе в Ленинграде. Спущен на воду 30 ноября 1936 г. Принимал участие в советско-финской войне, в 1941 г. в обороне Таллина, в качестве флагмана отряда главных сил прорывался к Кронштадту. На крейсере эвакуировались Военный совет КБФ, члены правительства Эстонии, ценности эстонского государственного банка и Краснознаменное знамя Балтийского флота. Затем крейсер вёл артиллерийской огонь из Кронштадта и с позиции на Неве по наступавшему на Ленинград противнику. С 1949 по 1958 годы порт приписки — Лиепая. 29 апреля 1958 г. выведен из боевого состава и поставлен на отстой в Кронштадте. 6 сентября 1960 г. расконсервирован и передан в состав ЛенВМБ, 3 августа 1961 г. переквалифицирован в учебный корабль. После его исключения в 1974 г. из списков флота две носовые артиллерийские башни главного калибра МК-3-180, винты, снаряды и якоря корабля вошли в состав мемориала-памятника героическому экипажу Краснознамённого крейсера «Киров».

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3

Адрес: площадь Мужества

76,2-мм советская дивизионная и противотанковая пушка ЗИС-3 была принята на вооружение 12 февраля 1942 г. ЗИС-3 — первое в мире артиллерийское орудие, которое собиралось на конвейере (завод №92 им. И.В. Сталина в Горьком) и самая массовая пушка Великой Отечественной войны (ВОВ) — всего в период с 1941 по 1945 гг. выпущено 103000 орудий. После окончания Второй мировой войны часть пушек была передана союзникам СССР, которые часто перепродавали их в страны третьего мира. Оставшаяся в СССР часть орудий была частично складирована, а частично утилизирована на металл. Часто ЗИС-3 используют как салютные орудия, но ещё бо́льшая часть этих орудий в странах СНГ служат в качестве орудий-памятников в мемориалах, посвящённых ВОВ. Одним из них стала композиция, состоящая из легендарной пушки ЗИС-3 и противотанковых «ежей», открытая 6 мая 2011 г. на площади Мужества.

Самолёт-истребитель МиГ-19

Адрес: парк Авиаторов

МиГ-19 — первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. Он был разработан для системы ПВО СССР в знаменитом ОКБ Микояна и Гуревича (изделие СМ-9). Серийное производство одноместного реактивного истребителя второго поколения МиГ-19 началось в 1954 г. на двух заводах — в Горьком и Новосибирске. Позднее — в Чехословакии и под названием J-6 — в Китае. И Миг-19 и J-6 широко продавались в третьи страны.

В 1966 г. на юго-западой части территории бывшего Корпусного аэродрома, который после войны не использовался, был заложен парк. В 1968 году на берегу паркового пруда был открыт памятник военным лётчикам — расположенный на бетонном основании самолёт-истребитель МиГ-19. Высота памятника составляет 12 м; архитекторы А.С. Червякова, С.А. Ушаков, инженер А.И. Рыбин.

Торпедный катер проекта 123К

Адрес: Гавань, территория выставочного комплекса «Ленэкспо», Большой пр. В.О., 103

27 октября 1973 г. в Гавани был установлен «катер-памятник героическим морякам торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота». Архитектор мемориала «Торпедный катер» — Е.И. Травников. Торпедный катер стоит на гранитном постаменте, высоко подняв нос. Это не художественная задумка автора – во время движения суда типа «Комсомолец» развивали огромную скорость и их передняя часть высоко поднималась над водой. На табличке у памятника: «Торпедные катера КБФ за годы войны потопили 119 и повредили 36 кораблей и судов противника».

Сам торпедный катер ТК-23 — часто ошибочно относящийся к проекту 123-бис «Комсомолец» — уже послевоенного проекта 123К. С 1950 по 1955 г. такие катера строились на Феодосийском судостроительном заводе №831. Всего ВМФ СССР и флоты ряда дружественных стран получили 205 катеров проекта 123К. Их постройкой закончился выпуск в нашей стране глиссирующих реданных торпедных катеров, начатый в 1927 г. катером «Первенец».