мы делаем Петербург понятным

Символы революции в Петербурге

Пропилеи Смольного

В Древней Греции пропилеями называли парадный проход, который вел к афинскому Акрополю – главной святыне Эллады. В европейском искусстве пропилеи появляются в XVIII веке в связи с пристальным вниманием европейцев к античному наследию (один из примеров неоклассицизма – Бранденбургские ворота в Берлине).

Высокий классический стиль Смольного института (архитектор Д. Кваренги) обусловил обращение к античности и к пропилеям. Сооружение парадного въезда было смелым шагом советских зодчих: они превратили отдельно стоящее здание института в торжественный ансамбль и тем самым подчеркнули значимость Смольного для истории города и России. Именно здесь 25 октября 1917 года было провозглашено новое государство – первая в мире республика рабочих и крестьян.

«Колонны, выстроившиеся в две шеренги, зорко следят за входящими в Смольный.»
Журнал «Квартальный надзиратель»

Ленин на броневике

Скульптор: Сергей Евсеев
Архитекторы: Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх
Адрес: площадь Ленина
Памятник открыт 7 ноября 1926 года

В отличие от последующих трактовок образа Ленина, памятник перед Финляндским вокзалом изображает Ленина не только как государственного деятеля, но и как вдохновителя масс и творца истории. В этом смысле Ленин на броневике – это ответ Медному всаднику. Интересно сходство между ними: оба памятника отлиты из бронзы, оба смотрят на Неву, оба покоятся на постаментах необычной формы.

Скульптор Евсеев возглавлял декорационные мастерские петроградских театров, а потому смог запечатлеть патетический (почти что театральный) момент ленинской речи, которая была произнесена в ночь с 3 на 4 апреля 1917 года в лучах прожекторов.

«Простертая на реку рука вождя пролетариата явится мощным контрастом памятнику Петра на бывшей Сенатской площади.»
Архитектор Щуко

Крепость-тюрьма

После окончания Северной войны (1701-1725 гг.) необходимость в мощной крепости на Неве отпала, и Петропавловская крепость, с которой начинался город Санкт-Петербург, превратилась в тюрьму: сначала для содержания заключенных использовали казематы (помещения внутри оборонительных стен), затем выстроили Секретный дом (1797 год), а потом и знаменитую тюрьму Трубецкого бастиона (1870-72 гг.).

Первым узником крепости был сын Петра – царевич Алексей. Он возглавлял промосковские антипетровские силы, выступавшие против европеизации России. Так Петропавловская крепость стала главной политической тюрьмой России. Условия содержания в крепости были весьма суровыми. Однако именно здесь революционеры занимаются литературной и публицистической деятельностью: Горький пишет пьесу «Дети солнца», Достоевский – рассказ «Маленький герой», Чернышевский – роман «Что делать?».

После победы революции в крепость были доставлены министры буржуазного Временного правительства, а потом участники антибольшевистского Кронштадтского восстания. При большевиках, тюрьма Трубецкого бастиона стала музеем, а в Секретном доме разместилась редакция грозной газеты «На страже Родины».

«Так тихо бывает только в гробу, но тем не менее тюрьма полна своеобразной жизни, протестующей против неволи. Приложите ухо к двери камеры, приподнимите «глазок» и вы услышите и увидите, как заключенный быстро шагает и бегает из угла в угол по своей камере. Так бьется птица в клетке!»
Из воспоминаний заключенного тюрьмы Трубецкого бастиона
Владимир Иванов






Экскурсия из цикла «История»
10 дней, которые потрясли мир
Экскурсия по революционным местам и событиям 1917 года