мы делаем Петербург понятным

Парадная линия метро

Станция метро «Автово»

Архитекторы: Е.А. Левинсон и А.А. Грушке
Станция мелкого заложения (12 м), колонного типа
Тема станции: победа города-героя Ленинграда над фашистами

Неоклассические формы наземного вестибюля станции выражают идею возрождения города после войны. Увенчанный куполом павильон отсылает нас к храмовой архитектуре императорского Петербурга периода классицизма – Измайловскому и Исаакиевскому соборам, но в отличие от этих соборов облик вестибюля прост и суров. Простота подчеркнута строгим дорическим портиком. Сужающиеся кверху колонны увенчаны атрибутами света и войны – факелами и доспехами.

Круглый кассовый зал – это римская ротонда. Здесь много воздуха и света, как естественного (из узких окон в барабане), так и искусственного (от ламп, встроенных в карниз, и люстр). Убранство зала передает атмосферу весеннего утра. “Доблестным защитникам Ленинграда, в боях отстоявшим свой город, слава в веках!” – эти слова выгравированы в основании купола.

Достопримечательность перрона – мозаичное панно, изображающее «красную Мадонну» – женщину с младенцем на руках. Обращают на себя внимание и шестнадцать колон, декорированных прессованным стеклом с орнаментом из звезд, доспехов, венков и прочих воинских атрибутов.

«Сами пластины на колоннах выполнены из прозрачного, искрящегося как хрусталь, стекла. Как же так – стекло, прозрачное, но не просвечивает? В цехах Ленинградского завода художественного стекла – архитекторы и инженеры без устали подбирали оттенки литых пластин. Дело не ладилось. Искристость стекла неизменно сопровождалась прозрачностью – бетонная основа была бы видна сквозь него. Тут мог помочь только какой-нибудь оптический «фокус». И физики подсказали его. Нужно внутреннюю поверхность делать не гладкой, а дать рельеф, но только обязательно граненый. При этих условиях создается нужный эффект: свет отражается от граней прежде, чем достигнет бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать.»
Из статьи «Путешествие под землей»
главного архитектора Ленметропроекта А.М. Соколова

Станция метро «Балтийская»

Архитекторы: М.К. Бенуа, А.И. Кубасов и Ф.Ф. Олейник
Станция глубокого заложения (57 м), колонного типа
Тема станции: Краснознаменный Балтийский флот

Роль флота в революции, а затем и в становлении советского государства огромна: лейтенант Шмидт был героем революции 1905 года, залпы крейсера «Аврора» дали начало Октябрю, а в 1918 году матрос Железняк распустил буржуазное Учредительное собрание.

Вестибюль станции грузным параллелепипедом возвышается над площадью перед Балтийским вокзалом. В его архитектурном убранстве присутствуют суровые дорические колонны. За колоннами, над входами в павильон, можно увидеть медальоны, изображающие славных адмиралов русского флота: Ушакова, Лазарева, Корнилова, Нахимова и Макарова.

Кассовый зал напоминает не то римский храм, в котором весталки блюдут немеркнущий огонь (обратим внимание на помещенный в нишу торшер), не то на архитектурную фантазию Пиранези. Убранство станции нарочито скромное: своды выбелены и подсвечены снизу, что создает впечатления морского простора, вольного дыхания Балтики. Единственное украшение – позолоченные вентиляционные решетки.

Достопримечательность станции – мозаичное панно «1917 год».

«К мозаичной картине стоит приглядеться внимательнее. Изображенные на ней фигуры символизируют разбуженный выстрелом «Авроры» порыв народных масс к свободе. Мы привыкли видеть мозаику из смальты (мелких кусочков стекла). Она всегда очень живописна. А тут тона неяркие, с мягкими переходами. Это – другая мозаика, она выложена из кусочков мрамора и цветных камней. Её называют “пластичной”, или “флорентийской”. В России мозаика из мрамора применяется редко: в нашем городе таких образцов больше нет.»
Из статьи «Путешествие под землей» главного архитектора Ленметропроекта А.М. Соколова

Станция метро «Пушкинская»

Станция глубокого заложения (57 м), пилонного типа
Архитекторы подземной станции: Л.М. Поляков и В.А. Петров
Архитекторы наземного вестибюля:
А.А. Грушке, А.С. Гецкин и В.П. Шувалова
Тема станции: творчество Александра Сергеевича Пушкина

Для творчества Александра Сергеевича Пушкина характерна гармония петербургского и московского начал. Эта гармония воплотилась и в проекте станции, носящей его имя: поземный зал проектировали ленинградец Петров и москвич Поляков. Кстати, Леонид Поляков был мэтром послевоенной сталинской архитектуры. По его проекту был выстроен небоскреб гостиницы «Ленинград» у Площади трех вокзалов в Москве.

Казалось бы, пушкинская тема дает широкий простор для творческой фантазии: станцию можно было бы украсить скульптурами героев произведений Пушкина, но авторы решили иначе. В шумном метро они создали «поэтический уголок». Пушкин задумчиво глядит на людской поток. В нише за ним – пейзаж Царского Села, где поэт провел юность. Веточка сирени в руках Пушкина связывает панно и скульптуру в единую композицию. Панно выполнено мягкими, матовыми красками, и столь изящно, что у зрителя возникает ощущение реального присутствия весенней растительности в пространстве подземного дворца.

В облике наружного павильона станции обыгрывается тема арок, проходов, отсылающая к движению людских масс. По-видимому, сказывается близость Витебского вокзала.

«Светлый и чистый гений Пушкина несовместим с композиционной усложнённостью. Здесь всё должно быть ясно, чётко, гармонично. Время, когда жил поэт, было временем расцвета русского классицизма в зодчестве – тоже ясного, четкого и выразительного, как пушкинский стих. Все это авторы постарались передать в архитектуре зала. В нём есть своеобразно переданная пушкинская атмосфера.»
Из статьи «Путешествие под землей»
главного архитектора Ленметропроекта А.М. Соколова

Станция метро «Площадь Восстания»

Станция глубокого заложения (58 м), пилонного типа
Архитекторы: В.В. Ганкевич, Б.Н. Журавлев и И.И. Фомин
Тема станции: революционные события 1917 года

Наружный павильон станции, выстроенный на месте Знаменской церкви, воспроизводит архитектуру этого храма, хотя барабан купола чуть шире и ниже, чем тот, что был в церкви.

Павильон гармонично входит в окружающую его застройку XIX века. Кроме того, здание с изящным шпилем организует сложное пространство, образованное пересечением двух городских магистралей: Невского проспекта и Лиговского проспекта. Автор здания, архитектор Иван Фомин, учился в императорской Академии художеств и знал толк, в том, что и как надо строить в Петербурге.

Подземный зал станции – пример того, как ленинский план монументальной пропаганды воплощался в жизнь. Подземный зал рассказывает историю 1917 года: от прибытия Ленина в Петроград 3 апреля 1917 до провозглашения советской власти на II съезде Советов 25 октября того же года. Ключевые моменты революции изображены на бронзовых барельефных медальонах, расположенных на стенах между арками, которые увиты дубовыми листьями – символами мощи и долголетия. Архитекторы планировали позолотить арки, но проект был изменен в пору борьбы с архитектурными излишествами.

«Весь зал в целом повторяет очертания какой-то гигантской трубы. Это и есть труба из чугунных тюбингов. Архитекторы обычно изменяют кольцеобразное очертание зала, однако авторы проекта этой станции сохранили конфигурации тоннеля. Они подчинили этому замыслу всё. На «Площади Восстания» самый низкий цоколь – мраморная облицовка – поднимается в высоту всего на 60 сантиметров, а свод пересечен ослепительно белыми арками.»
Из статьи «Путешествие под землей»
главного архитектора Ленметропроекта А.М. Соколова
Владимир Иванов














Экскурсия из цикла «Архитектура»
Дворцы ленинградской подземки
Экскурсия по парадной ветке санкт-петербургского метро