мы делаем Петербург понятным

Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ)

Началом истории Ликинского автобусного завода считается 2 августа 1937 года – дата, когда в небольшом подмосковном городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района заработал Лесотехнический завод облагораживания древесины (ЛОЗОД). В 1945 году завод был переименован в Ликинский машиностроительный (ЛиМЗ). Здесь делали электропилы, мотовозы, лебедки, передвижные электростанции.

17 апреля 1958 года вышло постановление, согласно которому ЛиМЗ превратился в ЛиАЗ: Моссовнархозу было поручено организовать здесь производство автобусов ЗиЛа. К тому времени Завод имени Лихачева (ЗиЛ) уже не справлялся одновременно с производством грузовых машин и автобусов, поэтому производство автобусов ЗиЛа было решено перенести в Ликино. ЗиЛ же с тех пор сконцентрировался на выпуске грузовых автомобилей.

Прежде всего, ЛиАЗу предстояло освоить серийный выпуск автобуса ЗиЛ-158. Первый образец этого автобуса был выпущен на автозаводе им. Лихачева (бывший Завод им. Сталина — ЗиС) в июне 1956 года и испытывался на 55-м маршруте, тогда считавшемся образцово-показательным: на нём опробовались все новшества (например, в ноябре 1956 г. — французский автобус "Шоссон", немецкий "Бюссинг", венгерские "Икарус-60" и "Икарус-66").

К открытию Международного фестиваля молодежи и студентов (июль 1957 года) ЗиЛ выпустил специальную "фестивальную" серию автобусов ЗиЛ-158А с остекленными боковыми и задними скатами крыши: для перевозки делегатов фестиваля в первую очередь требовались туристские машины. И хотя для этих целей ударно работал Львовский автобусный завод и были также приобретены зарубежные автобусы "Аустро-ФИАТ-5ДН-120" и "Шкода-706РТО", основную массу перевозок делегатов взяли на себя именно ЗиЛ-158А. Таким образом, в серию модель 158А пошла раньше, чем базовая модель — первый серийный ЗиЛ-158 появился на улицах Москвы только в октябре 1957 года. На ЗиЛе он выпускался до 1959 года.

Самый первый автобус ЗиЛ-158 ликинского производства отправился на испытания 10 января 1959 года, после чего началось его серийное производство на ЛиАЗе. В результате проведенной в 1961 году модернизации автобусу был присвоен индекс ЗиЛ-158В. В период с 1961 до 1969 года автобус ЗиЛ-158В был выпущен в количестве 7045 штук. Последний ЗиЛ-158В был выпущен в 1970 году.

«…Любимое занятие было — если куда-то ехали, запрыгивать на переднее сиденье (там сиденье стояло поперек салона на всю ширину, вдоль водительской загородки). Вставать на него на коленки и смотреть через лобовое окно вперед и на водителя… А если кто-то успел занять это место — было до жути обидно. Стоял и сторожил, пока место освободится.»
Из воспоминаний юного пассажира ЗиЛ-158

Изначально на ЛиАЗе собирались осваивать производство всех моделей автобусов ЗиЛа, а потому вместе с документацией на семейство ЗиЛ-158 на завод пришла вся документация и наработки по перспективным машинам, в том числе и по опытному городскому автобусу ЗиЛ-159, собранному на ЗиЛе в конце 1959 года.

С одной стороны, ЗиЛ-159 представлял собой шаг вперед по сравнению с ЗиЛ-158. Он отличался от него заднемоторной компоновкой, трёхрядной компоновкой салона, наличием увеличенных площадок около дверей. Управление стало легче благодаря установке гидроусилителя руля и более мощного компрессора привода тормозной системы. В общих инженерных решениях этой конструкции чувствовалось некоторое влияние модели ЛАЗ-695.

С другой стороны, автобус страдал существенными недостатками. Предполагалось, что конструкция ЗиЛ-159 будет соответствующим образом доработана, а его вместимость увеличена до 85-90 человек, после чего будет развернуто серийное производство под индексом ЛиАЗ-675. Однако ЗИЛ-159 так и остался в виде опытного образца...

«Выпускаемый в настоящее время промышленностью автобус ЗИЛ-158 не удовлетворяет автобусные хозяйства как из-за недостаточной вместимости, так и по своим конструктивным качествам. Настало время, когда Ликинский автобусный завод должен выпускать современные автобусы, приспособленные к работе на линиях столицы.»
из статьи директора 1-го автобусного парка В. Юдина. «За отличный рейс», 1 февраля 1964 г.

В первом полугодии 1962 года началось проектирование автобуса большой вместимости, получившего индекс ЛиАЗ-677. Пройдя многочисленные испытания, в 1967 году была собрана установочная партия ЛиАЗ-677, а весной 1968 года началось серийное производство. В 1978 году была проведена его модернизация, автобус получил индекс ЛиАЗ-677М. Получив в дальнейшем ряд небольших изменений, ЛиАЗ-677М выпускался до 8 августа 1994 года, когда был разрезан конвейер по выпуску ЛиАЗ-677. Всего было выпущено более 200000 автобусов этой марки.

В 1985 году в цехе мелких серий был начат выпуск новых больших городских автобусов ЛиАЗ-5256. При создании этого автобуса были учтены все недостатки предыдущей модели. Серийное производство ЛиАЗ-5256 началось с 1988 года. В 1995 году начался выпуск обновлённой линейки автобусов ЛиАЗ-5256 как городского, так и пригородного, туристического и междугороднего назначения. Их выпуск продолжается и по сей день.

Период с 1991 по 1995 год характеризуется для завода значительным ухудшением показателей работы, итогом чего стал экономический кризис и остановка производства в 1996 году. Возбуждается дело о банкротстве, и в 1997 году вводится внешнее управление, затем конкурсное производство. Однако процедуры были проведены таким образом, что территория, имущество автобусного завода, его производственная база были сохранены.

В начале 2000-х производство автобусов стало оживать и испытанный временем городской автобус из Ликино сегодня всё чаще встречается на улицах российских городов. Крупным городам сегодня требуются сочлененные автобусы для обслуживания маршрутов с большой протяженностью и большим пассажиропотоком.

Среди них – ЛиАЗ-6213 – первый отечественный низкопольный сочлененный автобус. Благодаря низкому уровню пола, просторному и современному салону, удобным накопительным площадкам, большой пассажировместимости (153 человека), автобус незаменим на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком, присущим крупным мегаполисам. Автобус оснащен системой наклона кузова «книлинг», большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда, что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров.

Автобусы модификации ЛиАЗ-62137 оснащаются газовым двигателем модели MAN E0836 LOH01 и коробкой передач модели ZF Ecolife. Для города Москвы эти автобусы оборудуется климат-системой, оборудованием ГЛОНАСС, автоматизированной системой контроля проезда, датчиками температуры, маршрутоуказателями, электронным цифровым тахографом с возможностью счета персональных карточек водителя. В кабине водителя и в салоне установлены видеокамеры для контроля за ситуацией в автобусе.

Роман Астахов