Insights into St Petersburg

The Likinsk Bus Factory (LiAZ)

The history of the factory is considered as starting on 2 August 1937, the day when in Likino-Dulevo, a small town near Moscow, a forestry wood processing plant started to work. In 1945 the plant was renamed the Likinsk Engineering Plant (LiMZ). It produced saws, locomotives, winches, and mobile power stations.

On 17 April 1958 a decree was issued according to which LiMZ (the Likinsk Engineering Plant) was transformed into LiAZ (the Likinsk Bus Factory): the national economy department was selected to arrange production of ZiL buses there. By that time, the Likhachev Factory (ZiL) was unable to cope with the production of both trucks and buses, so bus production was transferred to Likino, while ZIL was assigned truck production.

First of all, LiAZ was to arrange serial production of the bus ZIL-158. The first sample of the bus was produced at the Likhachev Factory (formerly named after Stalin, ZIS) in June 1956 and was tested on the 55th route, considered then as an exemplary one: it is there that all innovations were tested (for example, in November 1956 the French bus Chausson, the German Büssing and the Hungarian buses Ikarus-60 and Ikarus-66).

By the opening ceremony of the Youth and Students International Festival (July 1957) a special series of "festival" buses ZIL-158A had been issued with glazed side and rear pitches of the roof. Coaches were in demand for transporting festival participants. And although the Lvov Bus Factory significantly increased its production and the foreign coaches Austro-Fiat 5DN-120 and Skoda 706RTO were also purchased, most of the transport work was done by ZIL-158A. Thus, the model 158A was put into serial production earlier than the base model. The first serial bus ZIL-158 was seen in the streets of Moscow in October 1957. The Likhachev Plant carried on producing it until 1959.

The very first ZIL-158 bus of the Likinsk factory went on trial on 10 January 1959, and after that its mass production was launched. In 1961, as a part of the modernization process the bus was assigned the lable ZIL-158V. From 1961 to 1969, 7045 buses of the ZIL-158V model were produced. The last ZIL-158V was put out in 1970.


“My favorite thing when going somewhere was to jump into the front seat (there was a seat the full width of the cabin, along the driver’s barrier), to get on my knees and to look forward through the front window... And if the seat had already been taken - it was so disappointing. I stood nearby and watched for the moment when the seat became free.”
From the memoirs of a young passenger of a ZIL-158

Initially it was planned that LiAZ would produce all the models of ZiL buses, and therefore, along with documentation on the ZIL-158 family, all the papers on promising developments were brought, including the prototype city bus ZIL-159, assembled at ZIL at the end of 1959.

On the one hand, the ZIL-159 was a step forward compared to the ZIL-158. It differed from the latter in its rear-engined layout, three-row seating arrangement and increased availability of seats near the door. Driving became easier due to the installation of power steering and a more powerful compressor of the drive brake system. In general, engineering solutions felt the impact of the model LAZ-695. On the other hand, the bus suffered significant disadvantages. It was assumed that the design of the ZIL-159 would be appropriately modified, and its capacity would be increased up to 85-90 people, and then full-scale production would be started under the label LiAZ-675. However, the ZIL-159 never became more than a prototype...


“The bus currently available, the ZIL-158, does not meet needs of the national economy because of the lack of capacity and its design characteristics. It is time for the Likinsk Bus Factory to produce modern buses adapted to serving big city routes.”
From an article by V. Yudin, the director of the 1st bus depot,
in For a Great Trip newspaper, 1 February 1964

n the first half of 1962, the designing of a large bus was started and the model received the label LiAZ-677. It was tested repeatedly and in 1967 a setup party of the LiAZ-677 was assembled. In spring 1968, it was put into mass production. In 1978, after its modernization, the bus received the label LiAZ-677M. Later a number of small changes were made, but the LiAZ-677M was put out until 8 August 1994, when the pipeline for the LiAZ-677 was cut. All-in-all more than 200,000 buses of this model were produced.

In 1985, new large buses, the LiAZ-5256, were launched into production. When making the design, all the shortcomings of the previous model were taken into account. Serial production of the LiAZ 5256 began in 1988. In 1995, an updated line of buses, the LiAZ-5256, was launched, both for urban and suburban, intercity and tourist routes. These buses have been produced up to the present times.

Between 1991 and 1995 the factory went through a significant deterioration in performance which resulted in a financial crisis and production was suspended in 1996. Bankruptcy proceedings were initiated, and in 1997 external control was introduced, and finally the company went into receivership. However, the procedures were carried out in such a way that the area and the property of the bus factory, as well as its production base, were retained.

Today the Likinsk Bus Factory is a modern enterprise, well-equipped technologically for the serial production of large buses. LiAZ buses can be seen in the streets of Russian cities.

мы делаем Петербург понятным

Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ)

Началом истории Ликинского автобусного завода считается 2 августа 1937 года – дата, когда в небольшом подмосковном городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района заработал Лесотехнический завод облагораживания древесины (ЛОЗОД). В 1945 году завод был переименован в Ликинский машиностроительный (ЛиМЗ). Здесь делали электропилы, мотовозы, лебедки, передвижные электростанции.

17 апреля 1958 года вышло постановление, согласно которому ЛиМЗ превратился в ЛиАЗ: Моссовнархозу было поручено организовать здесь производство автобусов ЗиЛа. К тому времени Завод имени Лихачева (ЗиЛ) уже не справлялся одновременно с производством грузовых машин и автобусов, поэтому производство автобусов ЗиЛа было решено перенести в Ликино. ЗиЛ же с тех пор сконцентрировался на выпуске грузовых автомобилей.

Прежде всего, ЛиАЗу предстояло освоить серийный выпуск автобуса ЗиЛ-158. Первый образец этого автобуса был выпущен на автозаводе им. Лихачева (бывший Завод им. Сталина — ЗиС) в июне 1956 года и испытывался на 55-м маршруте, тогда считавшемся образцово-показательным: на нём опробовались все новшества (например, в ноябре 1956 г. — французский автобус "Шоссон", немецкий "Бюссинг", венгерские "Икарус-60" и "Икарус-66").

К открытию Международного фестиваля молодежи и студентов (июль 1957 года) ЗиЛ выпустил специальную "фестивальную" серию автобусов ЗиЛ-158А с остекленными боковыми и задними скатами крыши: для перевозки делегатов фестиваля в первую очередь требовались туристские машины. И хотя для этих целей ударно работал Львовский автобусный завод и были также приобретены зарубежные автобусы "Аустро-ФИАТ-5ДН-120" и "Шкода-706РТО", основную массу перевозок делегатов взяли на себя именно ЗиЛ-158А. Таким образом, в серию модель 158А пошла раньше, чем базовая модель — первый серийный ЗиЛ-158 появился на улицах Москвы только в октябре 1957 года. На ЗиЛе он выпускался до 1959 года.

Самый первый автобус ЗиЛ-158 ликинского производства отправился на испытания 10 января 1959 года, после чего началось его серийное производство на ЛиАЗе. В результате проведенной в 1961 году модернизации автобусу был присвоен индекс ЗиЛ-158В. В период с 1961 до 1969 года автобус ЗиЛ-158В был выпущен в количестве 7045 штук. Последний ЗиЛ-158В был выпущен в 1970 году.

«…Любимое занятие было — если куда-то ехали, запрыгивать на переднее сиденье (там сиденье стояло поперек салона на всю ширину, вдоль водительской загородки). Вставать на него на коленки и смотреть через лобовое окно вперед и на водителя… А если кто-то успел занять это место — было до жути обидно. Стоял и сторожил, пока место освободится.»
Из воспоминаний юного пассажира ЗиЛ-158

Изначально на ЛиАЗе собирались осваивать производство всех моделей автобусов ЗиЛа, а потому вместе с документацией на семейство ЗиЛ-158 на завод пришла вся документация и наработки по перспективным машинам, в том числе и по опытному городскому автобусу ЗиЛ-159, собранному на ЗиЛе в конце 1959 года.

С одной стороны, ЗиЛ-159 представлял собой шаг вперед по сравнению с ЗиЛ-158. Он отличался от него заднемоторной компоновкой, трёхрядной компоновкой салона, наличием увеличенных площадок около дверей. Управление стало легче благодаря установке гидроусилителя руля и более мощного компрессора привода тормозной системы. В общих инженерных решениях этой конструкции чувствовалось некоторое влияние модели ЛАЗ-695.

С другой стороны, автобус страдал существенными недостатками. Предполагалось, что конструкция ЗиЛ-159 будет соответствующим образом доработана, а его вместимость увеличена до 85-90 человек, после чего будет развернуто серийное производство под индексом ЛиАЗ-675. Однако ЗИЛ-159 так и остался в виде опытного образца...

«Выпускаемый в настоящее время промышленностью автобус ЗИЛ-158 не удовлетворяет автобусные хозяйства как из-за недостаточной вместимости, так и по своим конструктивным качествам. Настало время, когда Ликинский автобусный завод должен выпускать современные автобусы, приспособленные к работе на линиях столицы.»
из статьи директора 1-го автобусного парка В. Юдина. «За отличный рейс», 1 февраля 1964 г.

В первом полугодии 1962 года началось проектирование автобуса большой вместимости, получившего индекс ЛиАЗ-677. Пройдя многочисленные испытания, в 1967 году была собрана установочная партия ЛиАЗ-677, а весной 1968 года началось серийное производство. В 1978 году была проведена его модернизация, автобус получил индекс ЛиАЗ-677М. Получив в дальнейшем ряд небольших изменений, ЛиАЗ-677М выпускался до 8 августа 1994 года, когда был разрезан конвейер по выпуску ЛиАЗ-677. Всего было выпущено более 200000 автобусов этой марки.

В 1985 году в цехе мелких серий был начат выпуск новых больших городских автобусов ЛиАЗ-5256. При создании этого автобуса были учтены все недостатки предыдущей модели. Серийное производство ЛиАЗ-5256 началось с 1988 года. В 1995 году начался выпуск обновлённой линейки автобусов ЛиАЗ-5256 как городского, так и пригородного, туристического и междугороднего назначения. Их выпуск продолжается и по сей день.

Период с 1991 по 1995 год характеризуется для завода значительным ухудшением показателей работы, итогом чего стал экономический кризис и остановка производства в 1996 году. Возбуждается дело о банкротстве, и в 1997 году вводится внешнее управление, затем конкурсное производство. Однако процедуры были проведены таким образом, что территория, имущество автобусного завода, его производственная база были сохранены.

В начале 2000-х производство автобусов стало оживать и испытанный временем городской автобус из Ликино сегодня всё чаще встречается на улицах российских городов. Крупным городам сегодня требуются сочлененные автобусы для обслуживания маршрутов с большой протяженностью и большим пассажиропотоком.

Среди них – ЛиАЗ-6213 – первый отечественный низкопольный сочлененный автобус. Благодаря низкому уровню пола, просторному и современному салону, удобным накопительным площадкам, большой пассажировместимости (153 человека), автобус незаменим на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком, присущим крупным мегаполисам. Автобус оснащен системой наклона кузова «книлинг», большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда, что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров.

Автобусы модификации ЛиАЗ-62137 оснащаются газовым двигателем модели MAN E0836 LOH01 и коробкой передач модели ZF Ecolife. Для города Москвы эти автобусы оборудуется климат-системой, оборудованием ГЛОНАСС, автоматизированной системой контроля проезда, датчиками температуры, маршрутоуказателями, электронным цифровым тахографом с возможностью счета персональных карточек водителя. В кабине водителя и в салоне установлены видеокамеры для контроля за ситуацией в автобусе.

Роман Астахов