мы делаем Петербург понятным

Автобусы для космонавтов

Работа над автобусом для космонавтов началась осенью 1960 года, когда на Львовский автобусный завод приехала делегация от заказчиков. Гостями были представители Научно-исследовательского испытательного полигона НИИП-5, который стал известен как космодром Байконур, и, как было заведено в те времена, КГБ. Как должен был выглядеть автобус для космонавтов, тогда никто не знал, поэтому многое в этом первом «космическом» автобусе было сделано по наитию.

На тот момент завод выпускал от 20 до 40 пассажирских автобусов в день. Вот один из них – ЛАЗ-695Б – и был взят за основу. Ходовая часть у него осталась стандартной, но все очень тщательно проверили по несколько раз. Заодно автобусу сделали высококачественное антикоррозийное покрытие. Специальное кресло для космонавта также проектировали и конструировали на заводе. Правда, оно вышло огромное, поскольку было рассчитано на пассажира в скафандре. В салоне также установили сиденья для врачей и сопровождающих космонавта специалистов. Понятно, что в автобусе было радио, телефон, вентиляторы, аппаратура для киносъемок. Особое внимание уделили дополнительной герметичности салона, так как считалось, что земная пыль может причинить определённые сложности в полёте. Специалисты из Москвы «упаковали» автобус медицинской и другой специальной аппаратурой.

Интересно, что с этим автобусом связано начало одной весьма необычной космической традиции. 12 апреля 1961 года на стартовую площадку облаченного в скафандр Гагарина везли на автобусе ЛАЗ. И вдруг за несколько сотен метров до стартового комплекса Гагарину захотелось, что называется, по малой нужде. Остановились. Космонавт вышел из автобуса, расстегнул скафандр и справил нужду на правое заднее колесо ЛАЗа. С тех пор вот на том самом месте все мужчины-космонавты делают то же самое у того же самого колеса автобуса.

«Это пошло из авиации. Еще в Великую Отечественную войну, когда приходилось лететь куда-нибудь далеко, летчики перед тем, как залезть в кабину, справляли нужду на колесо… Вот вы перед сном ходите в туалет? Точно так же и мы. Зная, что еще долгое время не сможем сделать это.»
Из интервью с космонавтом Сергеем Крикалевым
«Традиция действительно пошла от Гагарина. И соблюдается, хотя скафандр проверен на герметичность в специальном помещении и ты уже не должен снимать перчатки, потому что потом можешь их неправильно застегнуть... Исключение делается только для женщин.»
Из интервью с космонавтом Валерием Поляковым

Первый автобус служил на космодроме до 1967 года. Заменили его, когда погиб Владимир Комаров. Космонавты, как и моряки, люди суеверные. Тогда они и попросили сделать новый автобус, который практически полностью повторял первый, только был построен на базе автобуса ЛАЗ-695Е.

В 1984 году первый «космический» автобус обнаружили в Москве и передали во Львов. Автобус отреставрировали и использовали в качестве музейного экспоната во Всесоюзном конструкторско-экспериментальном институте автобусостроения (ВКЭИ). В 1989 году его передали в Объединенный мемориальный музей Юрия Гагарина, на малую родину первого космонавта, где исторический автобус ещё отреставрировали.

В 1973 году, в преддверии совместной космической экспедиции с американскими астронавтами в рамках программы «Союз-Апполон», во Львове на основе опытных образцов междугородного автобуса ЛАЗ-699Н «Украина» были построены знаменитые «космические» автобусы ЛАЗ-699П.

Была и ещё одна причина для создания нового поколения автобусов для космонавтов: после гибели в 1971 году советского космического экипажа в спускаемом аппарате резко возросли требования к защитным скафандрам, и для космонавтов, облачённых в эти скафандры, требовался уже специальный транспорт.

К 1973 году при заводе уже был создан Научно-исследовательский институт автобусостроения, который и проектировал новые автобусы. Они имели абсолютно герметичный салон с двойным остеклением и кондиционером. Вход в средней части автобуса был оборудован шлюзовой камерой пылеудаления, которая как пылесос собирает пыль со скафандра космонавта. В салоне автобуса для космонавтов были установлены специальные кресла.

Благодаря многочисленным прямым телевизионным трансляциям космических стартов с Байконура эти автобусы хорошо всем запомнились своей необычностью и со временем стали одним из символов советской пилотируемой космонавтики. В настоящее время на Байконуре остался последний рабочий экземпляр ЛАЗ-699П.

В конце 70-х годов ХХ века Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения во Львове было разработано новое семейство туристических автобусов ЛАЗ-5255 «Карпаты». В 1980 году один из опытных образцов ЛАЗ-5255 был подготовлен для сопровождения колонны с Олимпийским огнём, а в 1984 году, после испытаний, другой опытный образец был передан на Байконур. В серию «Карпаты» не пошли, но во второй половине 80-х для Байконура были построены два специальных автобуса ЛАЗ-5255, которые уже на месте получили наименования «Звёздный» и «Байконур».

Таким образом, с 1960-х годов прошлого века и по настоящее время ЛАЗ является основным производителем специализированных автобусов, обслуживающих Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина и космодром Байконур.

Роман Астахов